четверг, 4 мая 2017 г.

Макс Дюпен. «Под солнцем (Sunbaker)». 1937








Фотографии-иконы.  Не совсем то, что близкие им по рангу культовые фотографии. В последнем случае причина массового поклонения может и не относиться к фотографии как таковой. Например, «культовый» снимок обнаженной Деми Мур на сносях (Э. Лейбовитц, 1991 г.) или Мэрилин Монро с задранным подолом (М. Циммерман, 1954). 
Речь об иконах фотографии. Изображениях настолько удачных в фотографическом отношении – и в отношении фотографической проблемы, и в плане ее решения – что на протяжении десятилетий они служат Эйконами Фотографии, ее символами и опознавательными знаками.
«Под солнцем» (Sunbaker, 1937) австралийского фотографа Макса Дюпена – икона фотографии.
Кстати, если составлять каталог икон, думаю, что значительное место в нем займут снимки мастеров «прямой» фотографии. «Магнолия» (1925) и «Треугольник» (1927) Имоджин Каннингхэм, «Капустный лист» (1931) и «Океан дюн» (1936) Эдварда Уэстона, «Дерево Джошуа» (1942) Анселя Адамса. Причина проста: именно в «прямых» снимках происходило первое «переизобретение» технологии и эстетики фотографии. Ничего, кроме фотографии.
Австралиец Дюпен принадлежит к направлению «прямой» фотографии. Его «Sunbaker» - совершенная фотографическая формула. Своего рода фотографическая  «Джоконда». Интригует спустя почти столетие, вызывает желание понять и повторить.
Чтобы понять совершенство снимка, стоит поместить с ним рядом  другие снимки, сделанные Дюпеном в той же фотосессии:
 













На втором снимке изменился жест правой руки. Высветился лоб. Линия берега стала более географичной. Песок - более зернистым. И пока Дюпен менял пластину, часть капель на плечах и руках модели высохла.
На третьем снимке нет фотографической магии первого снимка. Конкретность лица и выражения, конкретность торса, левая кромка кадра, обрезающая объект произвольным образом, мелкие детали пляжного покрытия – следы, какая-то древесная мелочь под правым локтем модели – уводят внимание от фотографии к сфотографированному.
И нет ни следа воды на коже модели. Что важно не только в оптическом отношении.


Модель - Гарольд Сэльведж, британский строитель, друг архитектора Криса Вандейка, который в свою очередь был дружен с Максом Дюпеном и его подругой, тоже фотографом, Олив Коттон. Весной 1937 года вся компания отдыхала на побережье Кальберра Бич, где было сделано множество снимков  и Максом, и Олив.


Olive Cotton. Harold Salvage with cigarette from Camping trips on Culburra Beach. 1937.




































Olive Cotton. Max Dupain and Harold Salvage. Culburra Beach. 1937.


Знаменитый «Sunbaker» («Святой Грааль австралийской фотографии», по напыщенному выражению какого-то критика) поначалу даже не был отобран Дюпеном для публикации. И, говорят, фотограф до конца дней своих сокрушался, что этот снимок затмил в глазах мировой общественности все остальные его работы.
Это не так. Дюпен вовсе не автор одной фотографии. Это величайшая фигура в фотографии австралийской и значительная – в мировой.
Но «Sunbaker» действительно шедевр.
Ракурс делает рельефное сплетение мышц спины и предплечий компактным, мощным и монументальным, словно бронзовая скульптура Генри Мура. Ни одной лишней анатомической детали. Только гладкость, гибкость,  сила, покой.
Ракурс скрывает физиогномическую конкретику модели, усиливая для зрителя переживание морской свежести, прохлады, солнечного жара, телесной свободы до степени субъективно-телесного. Я точно помню: когда падаешь плашмя на горячий песок, выбежав из морского прибоя, вся соленость и свежесть моря, весь блеск и жар солнца,  вся бодрость и радость тела сосредоточены в том, что тебе только и видно – в собственном предплечье, сверкающем каплями воды, и белом мягчайшем песке вокруг локтя.
Композиция идеально уравновешена. Линия горизонта    поднята ровно настолько, чтобы человек покоился как бы среди первозданного мира: только светлая масса песка, только перистые линии облаков в небе.




 Этот снимок в разные годы и разными фотографами «апроприировался». Как «Джоконда» Да Винчи. Такова участь всех икон.




Anne Zahalka, 1989



Julia Sheedy.  2016



Laly Picon. 2015




Will Perrett. 1993



Greg Weight . 1990-е




В начале 2017-го к юбилею фотографии и по инициативе австралийского Центра Фотографии 15 художников создали свои вариации на тему «Sunbaker’а». С 18 февраля до 17 апреля выставка «Sunbaker»  прошла в Публичной библиотеке Нового Южного Уэльса в Сиднее. 
Ссылка на YouTube:



Sunbaker, 2017.

Джулия Рапп







Немного других фотографий Макса Дюпена. Не икон, но очень хороших.




Max Dupain. Spontaneous Composition. 1935



Max Dupain. Jean with wire mesh. 1935


Max Dupain. At Newport. 1952




































































  Источники:



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.